Санкт-Петербург, ул.Ординарная 7а
chernova.psy@gmail.com
8-(952)-384-2264
Фильм Джокер: фикция психотической личности

«Put on a happy face»

Данная статья представляет собой размышления автора о фильме «Джокер» 2019 года, главную роль в котором сыграл Хоакин Феникс. Основная цель этого текста — сопоставить художественную картину с теоретическими и клиническими наработками в психоанализе. Ведь на Джокера можно посмотреть как на психотического субъекта. Автор стремится продемонстрировать лишь свои субъективные переживания и размышления, не настаивая на них как на истине. В статье есть моменты, раскрывающие сюжетную линию. Но прочтение статьи перед просмотром фильма не испортит впечатление от кинокартины. По мнению автора статьи это гениальный фильм, а данный текст не сможет испортить своими спойлерами просмотр, поскольку и на долю процента не передаст всех чувств и переживаний, которые Вы можете испытать, когда увидите кинокартину.

Я считаю этот фильм выдающимся художественным произведением, красноречиво демонстрирующий нам как выглядит бессознательная фантазия в психозе. Термин «бессознательная фантазия» был создан Зигмундом Фрейдом. Он считал, что фантазия – это зачаточное мышление, которое существует в психике с самого её рождения. В силу нашей несостоятельности и тотальной зависимости от матери в детстве мы не можем действовать сами, когда что-то нам не нравится и причиняет неудовольствие. У младенца для исполнения желаний есть только галлюцинаторная деятельность психики. То есть при ощущении голода он может кричать, взывая к матери, чтобы она устранила его страдания. Но, если она не делает этого молниеносно (а в реальной жизни именно так и обстоят дела), младенец обращается к своему предыдущему опыту удовлетворения, фантазируя себе в галлюцинациях, как он достигает благополучия с помощью материнской груди. Во взрослой жизни такой психический процесс может встречаться очень явно. Вспомните себя, когда Вам очень хотелось приобрести конкретную вещь или сделать что-то. Вы много думали об этом, представляли себе свои действия с этой покупкой, переживали связанные с ней эмоции. И в какой-то момент осознали, что двигаться по направлению к этой вещи уже бессмысленно – Вы получили от неё всё, что хотели в собственных фантазиях, так и не приобретя желаемое на самом деле. Галлюцинаторная жизнь и фантазии являются первыми продуктами нашей психики с рождения. Все переживания протекают внутри субъекта, вне зависимости от настоящего положения дел в его жизни.

В дальнейшем понятие «бессознательная фантазия» было расширено и дополнено Британским психоаналитиком Мелани Кляйн. С психоаналитической точки зрения и житейской/бытовой смысл такого понятия как «фантазия» сильно разнится. В прозаичном плане «фантазией» мы обозначаем импровизацию на свободную тему. Как мы проведём свой отпуск? Чтобы приготовить на ужин? Интересный будет фильм или скучный? В психоанализе употребляется слово «фантазия» в том случае, когда речь идёт о психической деятельности, которая объясняет нам мир и что в нем происходит с нашей, сугубо субъективной точки зрения. Это психическая деятельность, благодаря которой мы объясняем себе на бессознательном уровне, что происходит с нами в этом мире, некий способ описания наших взаимодействий с окружающей действительностью. Фантазийная деятельность психического взаимодействует с нашим жизненным опытом, благодаря ей развиваются интеллектуальные и эмоциональные свойства человека. А это значит, что бессознательная фантазия – тотальна. Всё без исключения, что происходит день за днём, бессознательно видится через призму нашего опыта. И если опыт человека трагичен и пропитан болью, его картина мира таковой и будет. Такой вариант развития событий сильно искажает реальное положение дел, а каким образом и почему происходит это искажение, мы прекрасно видим в фильме.

Исследуя фантазийную жизнь человека, мы можем понять его сущность, как работает его мышление, какие психические защитные механизмы он использует, его сновидения и симптомы. То есть всё, что продуцирует наша психика можно назвать содержанием бессознательной фантазии. Это является определённым способом контроля реальности. Исследования на  животных показывают, что крысы «ломаются» в невозможных ситуациях, над которыми они не имеют контроля. Но в ситуациях, когда есть некоторый контроль, они способны функционировать. Прошу прощения за столь грубую аналогию, но нечто подобное происходит и с субъектом. Насколько бы болезненна ни была фантазийная жизнь, плохой мир лучше хорошей войны.

Мы на протяжении всей своей жизни находимся в двух мирах — внешнем и внутреннем. Внутренний мир — наша психическая реальность, это мир нашего воображения, который создаётся с помощью взаимодействия с миром внешним, но и накладывается на него, подчас мешая нам воспринимать его таким, каков он есть «на самом деле». Чем более нарушена наша психика, тем сильнее искажается с помощью бессознательной фантазии окружающая действительность. Стирается грань между реальностью психической и внешней, человек может путать факты жизни со своими мыслями и эмоциями на их счёт. Внешняя реальность — это мир, который существует вне зависимости от нашего существования. Сюда можно отнести: необратимость смерти, законы природы (гравитацию, например), категорию времени и пространства, роль случайности и т.д. В психотическом состоянии субъект охвачен только своими переживаниями, он не воспринимает реального положения дел. Весь его внутренний мир фантазий выворачивается наизнанку и становится миром внешним. Получение качественно нового опыта становится практически невозможным, поскольку психика «сломана» и работает неправильно, не тестирует реальность.

 
В фильме именно это мы и наблюдаем в жизни главного героя. Режиссёр не показывает нам, как беды жизни сыпятся на страдающего и изнывающего от боли несчастного мужчину. Нет, режиссёр показывает все ужасы мира внутреннего у Артура Флека (Джокера). Демонстрируется его психическая реальность, нагруженная галлюцинациями, болью, тревогой и ощущением небезопасности жизни. Всё, что мы видим — ужас, из которого герою не выбраться. Поскольку вся несправедливость, злость и насилие в городе Готэм – части психики Артура, разбросанные по всему мегаполису. Они репрезентируют себя в супер-крысах снующих по городу, ведущих телешоу, плохих парней в метро и злобных подростков восставших против общества. Весь Готэм – иллюстрация содержимого психики Джокера.

Наша психика состоит из частей. Так происходит, потому что с первый дней нашей жизни мы не способны чувствовать мир во всём его многообразии проявлений. У нас для этого ещё нет аппарата восприятия, который формируется в процессе взросления и развития личности. Рождается младенец на свет абсолютно не приспособленный к этой жизни, беззащитный и слабый. И для того чтобы выжить его психика воспринимает стимулы внешнего мира по частям, в достаточно примитивной форме. То, что приносит ребёнку удовольствие, становится хорошим. А что приносит неудовольствие – становится плохим. Такое расщепление в восприятии в норме переходит на следующую ступень в процессе развития психики. Эти хорошие и плохие внешние и внутренние образы объединяются, т.е. происходит интеграция и частей психики. Ведь части внешнего мира становятся собственными частями психики. Человек развивается и живёт только в отношениях. И собственную личность возможно выстроить только за счёт общения с другими людьми. Поэтому дети похожи характером на своих родителей. Поэтому супруги, прожившие совместно несколько десятилетий становятся похожими друг на друга, порой и внешне и в повадках. Если нам кто-то сильно нравится, мы бессознательно «забираем частичку» этого человека себе, перенимаем его манеру говорения или смех, чужое мнение становится собственным. Так вот, беря в себя и имея внутри сначала всё по кусочкам, взрослея, в норме, наша психика должна достигнуть интеграции. То есть все части нашей личности становятся единой картиной. И такой человек может легко переживать разнообразность своих проявлений и черт характера, пусть они и имеют статус «социально неудобных» или «неприятных» для него и окружающих. От этого и восприятие других людей трансформируется. Нет полностью плохих личностей или идеальных. Потому что в нашей жизни нет абсолютно хороших и плохих явлений. В каждом человеке есть огромное количество плюсов и минусов. Субъект, не разделяющий мир на чёрное и белое, живёт более полноценную и счастливую жизнь. Поскольку он способен приблизиться к восприятию своего бытия таким, какое оно есть. Такая личность не боится жизни, хоть она порой и приносит трудности или даже травмы. Если происходит что-то плохое – он сильно зол, а потом грустит и плачет. Если случается нечто хорошее – субъект не боится радоваться, с тревожным ожидаем чего-то болезненного следом за произошедшим счастьем. Но психическое состояние нашего героя не является таковым, это очевидно. В его жизни не было возможности дойти до этой второй ступеньки в развитии, его личность не смогла собраться, она осталась разорванной.  Безумие является формой адаптации к жизни. Это отчаянная реакция психики на эмоциональную боль и потрясения жизни. И это становится частью внутренней структуры, которая проявляет себя специфическим образом. Раздвоение на Я-безумное и Я-вменяемое.

В своих письмах к К.Г. Юнгу Зигмунд Фрейд называл Я личности клоуном. Называя его одновременно опасным и драгоценным клоуном, поскольку он одновременно привязан к истине, компромиссу и заблуждению. Его полярность может поддерживать все части его души между собой, а может разрывать её на части. В каждой личности протекают оба процесса.

В Джокере сборка частей личности уже не представляется реальной, ужасы жизни для него запредельны. С первой сцены, где он сидит в костюмерной на своей работе и наносит грим клоуна мы осознаем, насколько трагична его судьба. Когда человек, сидя у зеркала указательными пальцами растягивает (почти разрывает, с таким усилием совершается это действие) уголки своего рта в безумную «улыбку» и из глаза вытекает слеза, зритель соприкасается с тяжестью и болью, несмотря на клоунский наряд Артура. За внешней комедией запечатана катастрофа личности. 

Психика психотика как пакетик драже Skittles. Когда упаковку открывают неудачно, она разрывается на две части, а всё драже вылетает и, падая, рассыпается по полу. Неудача в распаковке Skittles – это крах психики, это травма или череда фрустраций от которых её части эвакуируются из личности и помещаются в другие объекты, приписываются им как их собственные свойства. Там, где должна проявляться собственная агрессия на стресс, появляется отчуждённый и агрессивный внешний мир. Наносящий глубокие раны, порочный круг замыкается. Как говорил ведущий телешоу Томас Уэйн «И помните, такова жизнь!». Всё, с этим ничего не поделать, остаётся мириться с фатальностью судьбы. Эта иллюзия лишает субъекта его активной позиции в жизни. Страдай, с этим ничего не сделать. Именно это произошло и с психикой Джокера. Это человек, который с самого детства переносил колоссальные травмы в отношениях с матерью. А сколько их было до этого остаётся только догадываться. Единственное, что нам сказали, он был усыновлён этой женщиной. Не она его биологическая мать, которая вполне вероятно тоже вела себя патологично и принесла Артуру много бед. И в определённый момент, очень рано, его психика как бы остановилась в развитии. Собственная ненависть и злость, в том числе была направлена и вовнутрь, чтобы разрушить себя, свою способность, с чем-либо сталкиваться в жизни, лишь бы не допускать дальнейшего взаимодействия с миром.

В этом и особенность психоза — появления нового опыта невозможно, потому что для этого нужно быть восприимчивым к тому, что происходит в повседневной жизни. А у психотической личности было столько опыта неудач, где единственным способом выжить было активное разрушения своего аппарата восприятия. Дабы не сталкиваться с суровой действительностью. На протяжении всего фильма зрителю дают полную картину жизни Артура.

По мере просмотра фильма всё меньше и меньше становится понятно, где галлюцинации Джокера, а что происходило с ним на самом деле. А это по-настоящему сейчас происходит? Или это вымысел? Так, где же иллюзия и то, что случилось? Сам Джокер задаётся этим вопросом на сеансе у психиатра: «дело во мне или весь мир сходит с ума?»

В терапии, когда анализант приходит в кабинет психоаналитика на сессию, происходит анализ его бессознательной фантазии. И одной из целей всего процесса анализа является доведение субъективной картины мира до осознания анализанту. Тем самым устанавливается грань, где наш внутренний психический мир, а где мир отличный. Чем лучше человек ориентируется и отличает свои собственные мысли от фактов действительности, тем целостнее его психический аппарат. То есть такого субъекта можно назвать здоровой личностью. Но чтобы измениться, необходимо столкнуться со всеми страданиями, которые выпали на его долю, их прочувствовать и прожить. В фильме гениально показано, насколько нарушен диалог Артура с психиатром. Когда он показывает свой дневник с записями, он оговаривается, что хочет стать стенд-ап комиком, и психиатр может заметить шутки в этой тетрадке. На что доктор отвечает, что он никогда не высказывал своё желание об этом. Мы замечаем, как он злится и настаивает на том, что точно говорил это. Это факт, он рассказывал. Но делал он это в своей психической реальности, только в силу собственного психотического состояния Артур не способен осознать этот момент, а только лишний раз убеждается в безразличии к нему других людей, что они все настроены против него и никто не слушает. А на самом деле он сам не способен помыслить нечто иное и поверить психиатру, довериться ей.

Впечатляет их второй диалог в фильме  со специалистом. В этот момент психиатр хочет столкнуть Джокера с реальным положением дел – государство прекращает финансирование и их встречи становятся невозможными. Но Артур не слушает своего терапевта. Он рассказывает историю, как услышал по радио весть о клоуне под псевдонимом «Карнавал». Но ведь это он придумал себе это сценическое имя! Его начинают узнавать и признавать! Вот тот момент, когда случайности и совпадения во внешнем мире становятся напрямую связанными с умозрительными конструкциями Джокера. Не признаётся идея того, что это лишь фантазия героя фильма. Артур Флек наделён знанием того, что это он совершил убийство трёх парней на Wall Street. Больше об этом никто не знает. Но, его знание в фантазии становится достоянием общественности. Если он знает – все знают. О нём говорят по радио. А он сомневался, существует ли он на самом деле! «Я существую, и меня начинают замечать». Но что же делает психиатр. Она нагло не слушает и продолжает игнорировать его существование. На это Джокер реагирует злостью и раздражением, объясняет ей, она только и делает, что задаёт глупые вопросы – какие негативные мысли у Вас есть? «Все мои мысли негативные!». Но не удаётся сместить акцент, что это мысли, а факты реальности могут разниться. То, что он думает, фикция. Можно думать по-другому. И, единственный человек, кто сомневается в существовании Артура – это он сам. Психиатр не игнорирует его слова, она их очень внимательно слушает, пытаясь «заземлить» его в реальности. Новость по радио – совпадение. Она не обсуждает его сомнения о собственном существовании, из-за очевидности этого факта, это ни на секунду не подлежит обсуждению, поскольку Артур Флек действительно живой человек, он есть в этом мире. Единственное, чего она хочет, дать понять ему, что это его личные мысли, не события мира, лишь его вымысел. Иллюзия, конструкция, разрастающаяся всё больше и больше, которую необходимо купировать и вернуть Артура к жизни. Но все усилия психиатра тщетны, она – плохая, не помогает и с ней остаётся только спорить, не воспринимать её речей. То есть собственное невежество Артура было отщеплено от его личности и приписано фигуре психиатра. В его представлениях уже она является преследующей его фигурой, надзирательницей, которая насильно проникает в его мысли с помощью просмотра дневника. И сложно получить помощь от этой, по идее, помогающей фигуры реальности, поскольку отсутствует доверие ко всему на свете, а она лишь часть опасности этого города.

Сильно впечатляют зрителя отношения Артура с его мамой, Пенни Флек. Сначала мы видим её бедной и побитой жизнью старушкой, которая лишилась своих сил от тяжёлой болезни. Она тихонько живёт в своей квартирке, получая тепло и заботу от сына, каждый вечер смотрит любимое ТВ-шоу. И искренне надеется заручиться поддержкой от своего бывшего работодателя, будущего мэра Готэма. Но чем дольше мы видим эту женщину на экране, тем больше ощущаем её монструозность. Джокера воспитала женщина с диагнозом нарциссическое расстройство личности в параноидальном психозе. Она усыновила его, а когда соц.службы нашли мальчика пристёгнутым к батарее, голодным и синим от избиений, сразу же заметила – он был таким славным, никогда не плакал и всегда улыбался. С художественной точки зрения, безусловно, режиссёр намеренно усугубил драму детства Джокера. Но и реальность жизни отображена в сюжете безупречно. Каковы их отношения сейчас? Мать продолжает транслировать идею, что Артур создан для того, чтобы нести свет и радость в этот мир. Пенни называет его «Радость», совершенно не вникая в его психоэмоциональное состояние. Само собой, насколько это возможно для безумной старушки, которая держит при себе зрелого сына, не давая ему жить. Она отняла всю радость в его жизни, никогда в него не верила и ценила как личность, наделённой собственной волей. Красноречив момент, когда сын купает свою голую мать в ванной. Она сетует на тяжбы их жизни, а он утешает свою маму. Их жизнь наладится, появятся деньги, совсем скоро он будет выступать на крупных площадках как стенд-ап комик. На что мать ему отвечает: «С чего ты взял, что у тебя получится? Комик должен быть смешным». Это так жестоко с её стороны, не только не верить в своего сына, но и держать его на привязи, как аппарат собственного жизнеобеспечения. Маленьким он страдал прикованный к батарее, а живя ныне, она объедает его изнурённое побоями тело, высасывает досуха эмоции и уничтожает стремление к автономности и самостоятельности. Такова психопатизирующая мать, она не воспринимает ребёнка как человека, унижает его, делая это не очевидно, лишает всех стремлений, не показывает, насколько прекрасен этот мир. Лишь отравляет его собственным сумасшествием, прилипая всей своей мнимой беззащитностью к его существу. Каково было моё удивление, во время сцены, когда она убегала (!) от Артура в момент его злости. Прочитав письмо, которое она вновь и вновь отправляла будущему мэру, он впервые узнал, что она от него скрывала. И Пэнни побежала от сына в ванную комнату, прятаться от него. Насколько фиктивно её бессилие! Всё её поведение, сплошная имитация, приносящая ненависть зрителю. Ненависть, которую на самом деле должен испытывать Артур. Но эта агрессивная часть его психики искусно помещена в нас, сам герой отщепляет и изолирует всю свою ярость, как неприемлемую. Она зашкаливающая, с ней невозможно столкнуться. Остаётся только смеяться и нести радость в этот мир…

«В психическом заболевании хуже всего то, что все хотят, чтобы ты себя вёл так, будто его нет». Одна из шуток Джокера, которую он записал в тетради для будущего выступления. Все его внешние проявления ещё одна яркая иллюстрация глубоко раскола в его психическом. Он слаб и безумен, один на один со своей трагедией. Но вся его жизнь на поверхности – комедия. Артур играет роль человека, у которого всё хорошо. Идя по жизни с улыбкой на лице. Он клоун, зазывала на улице в цветастом костюме, он веселит детей в больницах. Он смешит людей как стенд-ап комик и без остановки смеётся сам.

Одним из основных симптомов его болезни является неконтролируемый смех. И тут мы с головой погружаемся в пучину без_умия Джокера. Его смех вводит зрителя в парализующий страх. Потому что это не смех радости, ему не смешно. Это крик боли и отчаяния, конвертированный в приступы смеха. Он давится им, трудно перевести дыхание. У Артура спазмы в горле и отрыжка, захлёбываясь смехом, он не может затянуться давно закуренной сигаретой. Все несчастья его существования облекаются в столь уродливую гримасу счастья. Этот симптом сильно мешает ему жить, всё же спасая его существование. Хоакин Феникс своей игрой смог объединить несовместимое, это уникальное исполнение роли! Смех Джокера как гром среди ясного неба – никогда не к месту. Как бы демонстрируя, что самому Артуру нет места в этом мире, ему никто не рад. Даже когда он сидит на шоу у другого комика, смешно ему становится ровно в тот момент, когда все остальные молчат. А как только раздаётся всеобщий смех от хорошей шутки, Артур молчит и зачарованно смотрит на сцену. Он не чувствует публику, он не чувствует других людей. Не осознает, как вести себя в этом обществе, как быть нормальным, чтобы приняли за своего. И такая не конгруэнтность во всех ситуациях. Находясь в автобусе, он пытается рассмешить впереди сидящего мальчика. Насколько это хорошая идея – взрослому мужчине начать контактировать с незнакомым мальчиком в общественном транспорте в мегаполисе? А сидя в вагоне метро, в костюме клоуна? И не перейти в другой вагон метро, когда неконтролируемый порыв смеха привлекает к себе внимание трёх выпивших молодых людей, которые уже агрессивно разговаривали с девушкой. Артур Флек не понимает, как вести себя, чтобы не создавать себе же проблем. Это страшная участь, которая постигает изнурённого жизнью человека. Невозможность обратить своё внимание на то, что происходит вокруг. Поскольку нечем смотреть, от души Артура остался пепел, и из него как Феникс рождается Джокер. Убивающий людей вокруг, по подобию того как сам был уничтожен людьми.

Phone: 8-(952)-384-2264
Fax: chernova.psy@gmail.com
Улица Ординарная 7а
Россия, Санкт-Петербург
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial